ПАМЯТЬ
Скажи, чем вызвано, – может быть, кажущееся, – великолепие тех древних картин, что рисует нам память? (Они редко писаны кобальтом или хромом, иногда – охрой, но чаще – сепией.) Я думаю – тем, что твердеющий сок наших воспоминаний, эта камедь, иссыхает и блёкнет с течением времени, сохраняя в себе наиболее существенное. Именно поэтому никакая цветная фотография не сравнится своей определённостью с чёрно-белой, а наша память, пытаясь удержать образ, хранит его как нечто божественное (как известно, Бог строил мир по чертежу, или плану, или наброску, или эскизу) и целое, а не расплывчатое и полутоновое, с обертонами и подоттенками. Таким образом, мы встречаем своё прошлое в виде офорта и литографии, рисунка тушью, карандашного наброска на ребристой французской бумаге с коричневатыми пенками убежавшего молока по краям – как непременного атрибута архаичности. Так старые фотографии, и газеты, и письма тех, кто умер, приобретают этот старческий благородный цвет, а наша инертность, вернее, инертность нашего восприятия, продолжает и заканчивает это дело, даря нам столь милое сердцу великолепие обнищавших в гамме любимых черт. Вся щемящая прелесть потери – в этой ломкой конкретности и бесцветном трагизме, больном и пьяном.